Литва

Египет

Индонезия

Польша

Испания

Турция

Латвия

Болгария

Израиль

Чехия

ОАЭ

Индонезия

Греция

Китай

Франция

Belarus

Эстония

Экскурсионные туры

Иордания

Корпоративный отдых

Друзья

Рейтинг туристических сайтов портала Holiday.by

Собор Св. Варвары

Борьба за духовное самоуправление между Кутна Гора, представленной честолюбивыми горными предпринимателями, и близлежащим Седлецким монастырем, резиденцией цистерцианского ордена, продолжающаяся целые века, вылилась в сооружение престижного собора. Он был построен за кромкой городской крепостной стены, на земельном участке Пражского капитула, то есть за пределами влияния Седлецкого монастыря, и посвящен св. Варваре – покровительнице шахтеров. Собор, основанный в 1388 году, был большей частью построен под покровительством шахтеров.

Строительство этого великолепного собора, который, по некоторым историческим источникам, должен был быть в два раза длиннее, чем сегодня, проходило в несколько этапов и в значительной степени зависело от прибыльности кутногорских шахт. Под воздействием различных событий работы неоднократно прерывались, так что с начала строительства до окончательного завершения в 1905 году прошло более 500 лет. Кутна Гора всегда стремилась потягаться с Прагой, и не случайно, что в строительстве принимали участие и пражские строители.

Первым проектировщиком собора был Ян Парлерж, сын Петра Парлержа – создателя кафедрального собора св. Вита. Следовательно, подобие архитектуры собора с пражским кафедральным собором св. Вита не случайно.

Самая древняя часть с венцом капелл с галереями напоминает планировку французских кафедральных соборов. Первоначально строящееся трехнефное сооружение сравнительно быстро расширили с помощью широких внешних нефов. Начавшиеся гуситские войны прервали строительство на более, чем шестьдесят лет, однако еще до этого возникали значительные финансовые трудности, и становилось очевидным, что первоначальный замысел будет невыполним. С 1482 года строительство снова оживает, на нем работают местные строители, которые более или менее осуществляют строительную программу своих предшественников. Настоящий перелом в ходе работ связан с деятельностью пражских мастеров – сначала Матиаша Рейсека, а после него королевского архитектора Бенедикта Рейта.

Матиаш Рейсек - по первоначальной профессии учитель черчения в пражской Тынской школе, впоследствии член камнетесного цеха – прославился не только как выдающийся зодчий, но и декоратор. С его именем связано строительство Пороховых ворот в Праге, свое искусство он использовал и здесь. Соорудил свод над хором, достроил трифорий, дополнил постройку множеством камнетесных изделий. Приход его преемника Бенедикта Рейта (Ried) означал для постройки ряд коренных изменений. Рейт смело изменил задуманную пятинефную планировку снова в трехнефную, над которой воздвиг монументальный свод с резными ребрами, которые уже ранее использовал во Владиславском зале Пражского Града. По проекту Рейта собор строился и после его смерти. До сих пор существует не такое уж необоснованное мнение, что это был неиспользованный проект, предназначенный первоначально для пражского кафедрального собора. Одновременно с сокращением объема добычи серебра постепенно иссякали и финансовые источники. В результате затопления самого богатого, так называемого оселского, рудного пояса,так и недостроенный собор был в 1558 году закрыт временной стеной.

В 1626 году собор был передан в управление иезуитов и в значительной степени перестроен в стиле барокко. Более трехсот лет этот редкостный памятник зодчества оставался незавершенным. В 1884 году по инициативе местного археологического общества город приступает к дальнейшему строительству, окончательно завершенному в 1905 году.

Архитектура собора св. Варвары представляет собой замечательный учебник развития готического зодчества в Чехии. Кроме художественных произведений в стиле барокко, в убранство собора входит санктуарий 1510 года, изготовленный в мастерской Матиаша Рейсека (находится в пресвитерии) и позднеготические хоровые скамьи, украшенные резьбой мастера Якуба Нимбурского 1480-1490 гг. В некоторых капеллах представлены замечательные и совершенно исключительные для средневекового искусства позднеготические фрески с горной тематикой. Самые ценные из них находятся в капелле-усыпальнице местного предпринимателя Михала Смишека из Врховишт (Прибытие королевы из Сабы, Суд Траяна, Кумская Сивилла и др.).

Живопись собора представляет собой образцы лучшей стенной росписи поздней готики. Здесь ощущается связь с нидерландским кругом художников. Следовательно, автором был художник, обучавшийся в Нидерландах. В Безменной капелле с помощью росписи изображена техника средневековой чеканки монет. Здесь ощущается попытка изобразить конкретное лицо чеканщика монет, имя которого частично сохранилось.

В склоне возле собора сохранился остаток готической часовенки Божьего Тела, возведенной приблизительно во второй половине XIV века. С бывшей крепостной стены вблизи собора перед нами открывается панорама долины речушки Врхлицы и города в направлении к Седлецкому монастырю.

Тел. +375 17 2007706
+375 17 2009499
+375 29 6070044
+375 29 6070055
+375 29 8788000